Полезно знать Звук Звуки в природе и истории

Звуки в природе и истории

Звуки в природе и историиСкупые лучи осеннего солнца легко пронизывали, поредевшие кропи каштанов, освещали пожелтевшие листья и мерцали-отражались на мокром асфальте. Группы людей спешили на площадь к старинной башни, вот уже сколько времени караулит покой города. Преимущественно это были туристы, они тихо о чем-то переговаривались и нетерпеливо поглядывали на башню. Легкий ветерок перебирал опавшие листья, которые ласково шуршало под ногами. На землю периодически падали редкие каштаны. Часы двумя ударами предсказал время. Наступила напряженная тишина.


И вот над площадью понеслись малиновые звуки колоколов - начался необычный концерт под открытым небом, необычный том, что музыкальными инструментами здесь были тридцать пять колоколов на башне Каунасского исторического музея.

Над городом неслась волшебная музыка Баха, Шопена, Чюрлениса, народные мелодии советских республик. А исполнителями в этом концерте были отец и сын Купрявичюсы, композиторы, которые создали этот неповторимый оркестр.

Колокола размещены в Каунасской башни в четыре ряда - от большого до малого. Необычный оркестр имеет разнообразную систему рычагов и тяг, с помощью которых музыканты управляют ударами по колоколах. Колокола отвечают на эти удары каждый свои голосом, и так рождается четкая, странная и оригинальная мелодия.

Однако, не все могут поехать в Каунас на этот необычные концерт, и волшебная музыка не ежедневно звучит над его улицами, потому что старший исполнитель - отец Купрявичюс - уже старые и ему трудно подниматься по лестнице на башню и зимой продолжались время находиться в холодном помещении . Поэтому, чтобы все желающие могли послушать необычные колокола, их «голоса» записали на стереофоническую пластинку. Теперь каждый может слушать литовские и другие народные мелодии у себя дома.

Но оставим Каунас и перенесемся на Кавказские горы, в Ереван - сердце солнечной Армении. Там Вы сможете услышать и увидеть другую диковинку - знаменитые музыкальные фонтаны, известны далеко за пределами республики.

Когда черная южная ночь коснется своими ласковыми крыльями уставшая за день города, а легкий ветерок с гор погонит прочь дневную жару, поспешите на центральную площадь неподалеку горсовета. Здесь вы увидите большие группы горожан, пришедших сюда отдохнуть от дневных забот, обменяться мнениями о футбольных новостях, послушать вечернюю музыку. Выберите себе удобное место и наблюдайте за площадью.

Ветерок лениво играет в кронах аккуратно подстриженных чинар. Изредка пересекает угол площади троллейбус и размеренно плещется вода в большом неглубоком бассейне почти у самого здания горсовета. Часы на башне отсчитывают девятого вечера. Толпа сосредоточенно замолкает. И вдруг над бассейном поднимаются десятки струй воды - красных, зеленых, синих, розовых, голубых, желтых. Одновременно несутся торжественные звуки мелодии.

В бассейне то там, то здесь произрастают удивительные водяные цветы и распадаются мириадами ярко расцвеченных брызг. Чем громче звук, тем струи воды выше, а окраска зависит от мелодии. Звукам одной высоты соответствует синий цвет, другой - красный, зеленый, желтый. Монотонную восточную мелодию меняет темпераментный кавказский танец. Чаще мерцают огни и водяные струи. Онемев, смотрят и слушают тысячи людей.

Откуда эти музыкальные фонтаны и раскрашенные звуки? Кто создал их и для чего? Еще в прошлом веке русский композитор Скрябин выдвинул интересную идею. Он считал, что между высотой музыкального тона и цветом существует определенное соответствие. Низким, басовым нотам соответствуют красные цвета, а высоким - синие, зеленые и т.д. Композитор предлагал музыкальные концерты сопровождать световыми эффектами, например, фейерверк. Однако реализовать эту идею из-за технических трудностей тогда не удалось.

Прошло время. Появились мощные усилители звуковых частот, громкоговорители, быстродействующие источники света. И вот, наконец светомузыкальные концерты стали реальностью. Их уже можно было слушать и видеть Москве, Казани, Харькове.

В конце шестидесятых годов появились Ереванские музыкальные фонтаны. Ими руководят электронные системы, которые регулируют на выходе силу водяных струй, а следовательно изменяют их высоту по определенной программе. Программу составляют по удивительной комбинацией звуков музыкального произведения через систему фильтров и усилителей Одновременно по той же программе переключаются группы разноцветных прожекторов. Так возникают сказочной красоты водяные цветы. Сочетание света и звуков такое же древнее, как и сама жизнь. В легендах, преданиях, летописях, сказках многих народов мира есть рассказы о сигнальных колоколах, извещали о приближении опасности. Вспомним хотя бы сторожевые вышки Киевской Руси и дозоры запорожцев, которые передавали огнем известие о нападении врага.

Памятники материальной культуры разных народов свидетельствуют, что пение и музыка играли в жизни первобытных народов не менее важную роль, чем в наши дни. Правда, тогда не знали звукозаписи, и мелодии от одного поколения к другому передавались устно, путем непосредственного выполнения. Или узнаем мы когда-либо, какими были мелодии первобытных людей, какие песни они пели у костров? В их полноте - нет. Однако какие-то далекие отголоски пения тех давних времен могли сохраниться в обрядовых и календарных песнях гораздо поздней эпохи. О некоторых звуковые явления в древности слагали легенды и предания. Вот один из таких переводов.

Александр Македонский перед походом в Персию, как известно, завоевал Египет. Когда государство сдалось без боя. Переход через горячую пустыню утомил и истощил воинов. Они очень обрадовались, когда достигли, наконец, берега Нила.

Вечерело. На фоне багрового неба четко вырисовывались огромные каменные изваяния, одиноко стояли посреди равнины. Эти огромные статуи напоминали чем знакомые грекам со детских лет изображение мифического Мемнона - сына Зари, погибшего во неприступными стенами Трои. Недолго думая, греки окрестили каменных великанов колоссами Мемнона и разбили возле них походный лагерь. Утомленные воины наскоро ужинали размоченными нильской водой сухарями и засыпали прямо на песке у подножия Как только последние лучи солнца утонули за горизонтом землю охватила горячая южная ночь, воцарилась тишина. Лишь изредка перекрикивались стражи и доносился тихий плеск нильской воды. Под утро начали дремать на наблюдательных рубежах и часовые. Промелькнула ночь. Загорелось небо на востоке. Солнце еще не взошло, и его первые лучи уже золотили головы каменным гигантам. А лагерь еще спал.

И вдруг за миг все изменилось. Быстро вскочили и с криками, давя на передних, ушли, не разбирая пути. Что же так напугало многотысячную армию? Оказывается, на рассвете одна из статуй жалобно застонала. Суеверные греки подумали, что колосс ожил, и бросились наутек. Но вот прошел первый испуг, и воины увидели, что за ними никто не гонится. Они начали с опаской возвращаться в лагерь. Стона больше не было. Люди, подумали, что это им послышалось.

На следующее утро стон повторился. Никто не мог объяснить этого таинственного явления ... Греки ушли походом в Персию, а таинственные звуки назвали «голосом Мемнона». Проходили века, и странный стон утрам звучал над берегом Нила. Послушать его приезжали даже римские императоры.

А в 195 году нового летоисчисления произошло землетрясение, то сдвинулось на верхушке статуи, и она умолкла, хотя и сейчас стоит на берегу Нила. Причина странных звуков так и осталась тайной. Возможно, они вытекали от ветра или от смещения каменных блоков, расширялись при нагревании солнечными лучами. А землетрясение все нарушил: разрушил отверстие, в которое посвистывал ветер, сдвинул блоки так плотно, что им уже некуда стало расширяться.

Таинственные явления природы издавна привлекали внимание ученых, которые пытались толковать их, исходя из достигнутого уровня знаний о природе. Вероятно, одной из древнейших и наиболее полных книг о явлениях природы является «Естественная история», написанная древнегреческим ученым Плинием старшим около 75 года нашего летоисчисления. Наряду с рассказами о «Косатой звезде с огненными волосами» - кометы, о солнечные и лунные затмения, радугу и другие небесные явления, находим и соображения по поводу «голоса» Мемнона. Ученый, частности, писал: «На мой взгляд, эти явления природы, как и все остальные, происходящих в определенный самой природой время, а не является следствием каких причин, выдуманных чьей фантазией». Можно быть уверенным, что «голос» Мемнона давно разгадали бы, если бы колосс не умолк навеки. Как вы думаете, на какое расстояние слышать выстрел пушки крупного калибра? На многие километры, скажете вы, и не ошибетесь, ведь канонаду дальнего боя в годы Великой Отечественной войны люди слышали тем за несколько десятков километров.

Совсем странными кажутся свидетельства очевидцев, которые видели поле боя, вспышки выстрелов, однако не слышали ни одного звука.

Вот что писал ректор университета города Вирджиния Р. Кин о своих наблюдениях во время гражданской войны в США: «В полдень, 28 июня 1862, вместе с генералом Рандольф шел я к дому Прайса, находившегося за 9 милях от Ричмонда. В это время у Гаинс-Ферм, находившейся по ту сторону долины шириной в полторы мили, шел бой. Мне было видно большую часть поля боя. Правое крыло генерала Ли стоял в долине, левое крыло южных - тоже ... Я хорошо видел ружейный огонь обеих сторон, дым, вспышки орудийных выстрелов. Мы наблюдали битву около двух часов - от 5 до 7 вечера. В битве участвовали не менее 50 000 солдат и более 100 орудий. Однако ни генерал Рандольф, ни я по всему грохота и шума битвы не слышали ни одного звука. Я тогда же по этому поводу выразил свое удивление. Подобные явления наблюдались и ранее, в частности, во время франко-прусской войны.

Звуки ... Разные и странные они бывают!

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Форма обратной связи

...