Полезно знать Видео Первое Советское кино

Первое Советское кино

первые фильмы на киностудии ДовденкоВам наверняка приходилось читать интересный приключенческий роман Льва Кассиля «Будьте готовы, ваше величество»? В 1977 году это произведение экранизировали и сделали это на киностудии «Довженко». Вот один из рабочих дней съемок фильма. На улице идет нудный осенний дождь. Все небо закрыто тяжелыми свинцово-серыми тучами. Под ногами хлюпает-шелестит опавшие мокрые листья.

А в съемочном павильоне в разгаре пионерское лето. Яркий свет заливает интерьер разноцветной пионерской палатки. Одна из боковых стенок приподнята и видны четыре аккуратно заправленные деревянные кроватки. Между кроватками - тумбочки. На одной - графин с водой. У второго - футбольный мяч. Все напоминает кубрик корабля - очень уж любят море юные герои фильма!

Пока в павильоне продолжаются приготовления - расставляют декорации, мости освещения, съемочную и звукозаписывающую аппаратуру, познакомимся с юными актерами, исполнителями главных ролей. Все они учащиеся разных киевских школ. Самым молодым участником съемок оказался четвероклассников Гриша Т. – белокурый, конопатый мальчик. Он исполняет роль Тарасика, любознательного пионера, которому очень хочется узнать первым, где же находится государство со странным названием «Джумгахора».

Рассказует о той далекой стране Слава, роль которого выпала Саше Г., семикласснику. И Гриша, и Саша снимаются в кино впервые. А вот третий мальчик - Олег - уже с опытом актерской работы. В фильме «Считай, что ты капитан» Олег сыграл роль Василька. В современном кино среди участников съемочной группы, которая насчитывает в среднем 30-40 человек (бывает и до 200, как на съемках «Думы о Ковпаке»), царит четкое разделение труда. Режиссер, помреж и ассистенты составляют режиссерскую группу. Они несут ответственность за художественную ценность картины. По технической стороне дела отвечают члены операторской группы - оператор, второй оператор, ассистент и несколько механиков.

Тем временем приготовления закончены, и после короткого отдыха начинаются съемки. Кроватки в палате расстелены. Трое мальчиков лежат, покрытые голубыми одеялами, четвертый сидит на кровати Сюжет нескольких кадров должно означать послеобедний тихий час. Режиссер дает последние наставления юным актерам. Он говорит, обращаясь к Тарасику:

- Приготовься, Гриша, покажи свою могучую спину! По команде «Начали! Наденешь майку и ляжешь в постель.

Голоса, топот и шорох в павильоне утихают. Запирают на замок входную дверь. Участники съемок занимают свои места: актеры на съемочной площадке, режиссер и оператор возле камеры, осветители у светового оборудования, звукооператор за микшерным пультом управления синхронной записи. Зазвенел зуммер электрозвонка.
- Приготовились! Внимание! Мотор!
Падают в тишину огромного зала одна за другой команды режиссера. Перед самым объективом кинокамеры девушка-ассистент держит доску с написанным мелом номером кадра.
- Сто сорок пять, - объявляет ассистент, ударяя после последнего слова хлопушкой. Наконец последняя команда режиссера:
- Начали!
Тарасик-Гриша стоит у левой тумбочки, в руках - майка-тельняшка. Потом порывисто надевает майку, ложится в постель и укрывается с головой. Далее резко вскакивает и громко шепчет (ведь тихий час!)
- Ребята! А где же все-таки эта страна Джумгахора? В Африке или ... в Австралии?
Слава бросает пренебрежительно:
- Поехали, следопыты ... Третий мальчик, который до сих пор молча читал книжку, подводит голову и, отложив книгу, медленно говорит:
- Могу да-ть к разведки. (Читает по бумажке) «Джумга-хо-ра. На-се-ления пять миль-ионов. Сто-ли-ца Ха-ра-Джам-ба ... »
«Стой!»
Кадр длится около 25 секунд, а его приходится несколько раз повторять, потому Гриша немного сбивается, и режиссер вынужден терпеливо объяснять все его недостатки.

Съемка одного кадра, который длится от нескольких секунд до одной-двух минут, повторяется несколько раз, а подготовка к следующему занимает иногда часы. В течение рабочего дня удается снять всего несколько минут будущего фильма. Кинопроизводство и в наши дни остается сложным, трудоемким и дорогостоящим процессом. Полнометражный фильм, который демонстрируется около 90 минут, имеет от 250 до 350 кадров. Телефильмы разбиваются на меньшее число кадров - до 200. Один кадр занимает на ленте от 5 до 40-50метров. Отметим, что в течение пяти минут демонстрируется сто сорок метров кинопленки.

Прислушаемся внимательно к словам актеров и посмотрим, что делает звукорежиссер. Мы заметим, что голоса юных актеров тихие и не совсем четкие. Зато хорошо слышно стрекотание видеокамеры. Неужели микрофон не воспринимает этого стрекотание? С этим вопросом обращаемся к звукорежиссеру.

- Дело в том, - объясняет он, - что в этом фильме ведется! так называемый «черновая» синхронная запись звука. Реплики героев, шумы, музыку и все остальное, что нужно, будет записано впоследствии, во время озвучивания. В процессе съемок звук записывается только для того, чтобы потом легче было озвучивать. Некоторые режиссеры вообще не признают непосредственной «чистой» записи. Они считают, что во время съемок актер больше внимания уделяет сюжету, чем словам.

В процессе озвучивания актер увидит свое изображение на экране и сможет лучше сосредоточиться на дикции. Кроме того, не все камеры пригодны для бесшумной работы. С ней чистой записи не сделаешь.

Другие режиссеры требуют высококачественной чистовой записи. Вопиять считают, что актер не может отделять слова от дела и может полностью сосредоточиться на роли только во время съемок. Интересная мысль по этому поводу народного артиста СССР К. Степанкова. Вот что писал Константин Петрович:

К вашим услугам - dj на новый год! Подарит Вам и гостям массу незабываемых впечатлений на площадке.

«... Я играю Жухрая, Конкин - Павку Корчагина. Я встречаюсь с Павкой, когда он умирает. Требует режиссер, чтобы Жухрай плакал в это время, скрывая рыдания от Корчагина. Корчагин слез не видит, но рыдания чувствует. Мы поем песню, и вдруг прорывается рыдание. Как это можно оттенить, когда по-настоящему плачешь, когда искренне поддаешься, когда все нацелено на то, чтобы передать как можно правдивее сцену? И вот здесь - настоящие слезы. Когда спазма в горле настоящая ... Как это можно на тонировке сделать?

... Каждый раз, когда я прихожу в тонателье для тонирования своей роли, я чувствую какую-то маленькую собственную потерю, собственную беду ... » Оказывается, что звукозапись в кино - вещь не менее сложная, чем сама съемка. Она требует не только высокого качества, но и синхронности, то есть одновременности слухового восприятия со зрительным.

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Форма обратной связи

...