Полезно знать Звук Первые механические аудиоустройства

Первые механические аудиоустройства

граммофонДвести, триста, пятьсот лет назад и более в глубь веков то или иное музыкальное произведение слушали только во время исполнения. Записать его в какой-то форме и воспроизвести затем в удобное для слушателей время никто не умел. И только в 1877 году тридцатилетний американец Томас Алва Эдисон продемонстрировал первый звукозаписывающий аппарат - фонограф.


В этом аппарате звуковые колебания воздуха заставляли колебаться пластинку - мембрану, - а та в свою очередь передавала колебания специальные резци. Резец (стальная игла) нарезал на валике, обернутую тонкой оловянной фольгой, определенный рельеф, так сказать, механическое изображение звуков, а в фольге образовывалась форма цилиндрической спирали звуковая канавка. Когда потом игла двигалась по нарезанной канавке, она колебалась в такт «записанным» звуком и передавала эти колебания мембране, которая и возбуждала в воздухе звуковые волны. Так происходило воспроизведения записанного звука. Барабан вращался в фонографе (так назывался этот аппарат) с определенной скоростью с помощью пружинного механизма, а иногда и просто вручную.

Эдисоново изобретение современники встретили восторженно это было первое звуковое оборудование в мире. Однако бывало всякое. Один академик, например, во время демонстрации Томас Эдисонаппарата в Париже заявил, что не позволит обмануть себя ... гниловещаньем. А когда представитель Эдисона приехал в Москву, его арестовали, фонограф при этом полиция конфисковала ... как «нечистую силу». Но уже в 1879 году фонограф публично демонстрировали в 5агатьох крупных городах России. В Москве, в музее Льва Николаевича Толстого, сохраняется подарок великому писателю Эдисоном фонографа. Аппарат вместе с запасом восковых цилиндров (ими были заменены первые оловянные барабаны) был прислан из Америки почтой. Толстому подарок очень понравился, он записывал на нем свои разговоры учениками.

Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка использовала в 1908 году фонограф для записи народных песен и дум. На ее средства была организована фольклорная экспедиция на Левобережную Украину. Сделанные тогда записи недавно обнаружили в одном из архивов. Важнейшие из них сейчас отреставрированы фирмой «Мелодия» и переписаны на долгоиграющую пластинку. Теперь мы получили возможность не только послушать пение лучших кобзарей, но и услышать голос самой писательницы, чудом сохранился на одном из фонографических валиков. Аппарат Эдисона был фактически совершенствованием аналогичного устройства, изготовленного в 1856 году французом Леоном Скоттом названного фоноавтографом. В этом приборе звук записывался иглой на закопченный бумагу. Игла была соединена с мембраной, а звук улавливался эллипсоидальной рупором. Чуть позже немец Рудольф Кениг заменил рупор параболическим. Это повысило чувствительность фоноавтографа, позволило улавливать слабые звуки. К сожалению, приборы Скотта и Кенига можно было использовать только для научных исследований, поскольку записанный ими звук можно было видеть, однако совершенно невозможно услышать.

Поэтому продемонстрирован 18 июля 1877 Эдисоном аппарат, который тут же повторил напетые изобретателем песенку про веселую Мэри, ознаменовал собой начало настоящей революции в музыке. Записывали все, что только можно было - голоса выдающихся людей, музыку, пение птиц и т.д. Известный путешественник Миклухо-Маклай пользовался фонографом, изучая диалекты на Новой Гвинее.

За несколько месяцев до Эдисона французский поэт, музыкант и ученый Шарль Кро направил французской Академии наук письмо. Он предлагал идею аппарата, в котором колебания мембраны должны передаваться перу и записываться ним на покрытие с сажей. Затем полученную запись можно было перенести на более прочную основу фотографическим способом. Идея Шарля Кро была настолько целесообразной, что дисковая форма звуконосителей сохранилась до наших дней. Реализовать эту идею впервые удалось в 1888 году немецкому инженеру Эмиль Берлинер. Вместо предлагаемого Кро фотографического образа Берлинер применил химическое травление. На цинковый диск наносили тонкий слой воска и на нем записывали звуковой сигнал, причем игла двигалась по ранее нанесенные звуковой канавке в виде плоской спирали. В растворе кислоты цинк протравливался в тех местах, где игла сошкрябывала воск. А уже потом методом гальванопластики изготавливали медную копию, из которой делали матрицу для прессования пластинок.

Через восемь лет Берлинер заменил цинк пластмассой, изготовленной из смеси шеллака, шпата, флата1 и сажи. Этот материал использовали до 1950 года. Из него штамповали граммофонные пластинки. При записи на диски наносили слой воска. Записанная фонограмма покрывалась графитовой пылью и становилась электропроводной. Из нее изготовляли негативные копии-матрицы. Вместе с новой пластинкой Берлинер продемонстрировал и новый аппарат для звукозаписи - граммофон. Штамповали пластинки мощными гидравлическими прессами с разогретой пластмассы.

В России выпуск граммофонных пластинок было освоено в 1910 году когда немецкие предприниматели основали на станции Апрелевка, недалеко от Москвы, специальный завод. Пользовались тогда так называемым механико-акустичным способом записи, при котором резец устанавливался в суженной части специального рупора. Музыкальное или песенное произведение необходимо было выполнять непосредственно перед рупором. Записать большой оркестровый или хоровое произведение будет почти невозможно. Словом, записи тех времен были очень несовершенны.

Лишь в 1925 году появился электроакустический способ записи. Микрофон и усилитель позволили получать необходимую для работы рекордера (записывающего электромеханического преобразователя) мощность. Резец рекордера колебался вследствие действия усиления электрических сигналов и записывал звук на восковом диске. Качественные показатели грампластинки значительно выросли, расширились частоты диапазон, он составлял 50-10 000 Гц, а отношение сигнал - шум достигало 40 дБ.

Однако воспроизведение грамзаписи все еще осталось механическим, главным образом на патефонах2. Лишь в середине 30-х годов появись первые электрофоны, которые теперь полностью вытеснили патефоны и получили большое распространение среди населения во всех странах мира. Следующим этапом в истории грамзаписи было изобретение долгоиграющих пластинок, которое приблизило звуковоспроизведения до естественного звучания. Теперь полоса рабочих частот расширилась до 16 000 Гц, динамический диапазон достиг 50 дБ, значительно возросла продолжительность звучания. Пластинки диаметром 300 мм вместо 9 минут начали звучать почти час! Улучшение качества звукозаписи достигли рядом средств: уменьшили радиус закругления иглы и ширину звуковой канавки, снизили частоту вращения диска с 78 до 33 1/3 об/мин. Шеллачную массу в пластинках заменили виниловой пластмассой. Вследствие всего этого пластинки стали долговечными и снизились их поверхностные шумы. Первая советская долгоиграющая пластинка под номером Д01/02 выпущена в 1951 году. На ней записана сюита №І Петра Ильича Чайковского в исполнении симфонического оркестра под управлением Александра Гаука.

В 1958 году был установлен единый международный способ двухканальной стереофонической грамзаписи. Сигналы обоих каналов записываются времени на склонах звуковой канавки, ориентированных под углом 450 к поверхности диска. На одном склоне записываются сигналы левого канала, на другом - правого. Стерео запись по системе 45X45 совместимо. Это означает, что на стереофоническом электрофоне воспроизводятся отдельно левые и правые каналы, а на монофоническом они добавляются, возникает единый монофонический сигнал.

Качественные показатели современных стереофонических пластинок очень высокие - полоса частот 30-16 000 Гц, динамический диапазон - не менее 53 дБ, искажения - 1,5%.

О стремительном темпе развития отечественной промышленности по выпуску грампластинок свидетельствуют такие цифры. С 1934 (первая запись «Грампласттреста») до 1970 года (в этом году была выпущена последняя пластинка с частотой вращения 78 об / мин) в продажу поступило более 24 тысяч названий. Сделанные в те годы ценные записи сохранены и переписаны на долгоиграющие пластинки. Лишь 1976 году фирма «Мелодия» выпустила более 132 миллионов долгоиграющих пластинок, из них 72,5 миллиона стереофонических. Если в первые годы после освоения выпуска грампластинок их выпускали по несколько десятков, а затем сотен названий в год, тогда ежегодно фонды записей увеличиваются на 1400 названий. В каталогах фирмы «Мелодия» значится более 25 тысяч пластинок. Для прослушивания их, надо потратить 45 тысяч часов, или почти шесть лет (без перерыва), но это уже в прошлом!

- сноски -

1За сто лет механическая звукозапись достигла невиданных успехов. Эдисон даже мечтать не мог, что его изобретение найдет такое фантастическое распространение! Нет сомнения, что грамзапись и в будущем будет неуклонно совершенствоваться и расширяться, это мы можем пронаблюдать за Dj оборудованием.

2Название «патефон» осталась как воспоминание о французской фирме братьев Пате, которая в 1907 году в Москве начала выпуск особых граммофонов. На этих аппаратах гигантская пластинка (до 50 см диаметром) проигрывалась в обратном направлении - от центра к краю, игла была сапфировой, а мембрана размещалась параллельно пластинки. Такой граммофон не имел, ничего общего с будущим патефоном. Однако это название сохранилось надолго.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Форма обратной связи

...